УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ
Тема: Система счисления
Цели и задачи урока: Проверка знаний по темам физические и логические основы компьютера. Развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимательности учащихся.
Тип урока: Комбинированный.
Время проведения: 1 час.
Оборудование: Компьютеры, мультимедийный проектор.
В одной далёкой стране жил всемогущий волшебник, который знал все на свете языки. Он мог одинаково легко разговаривать и с деревьями, и с птицами, и с животными. Он знал даже машинный язык. Он знал даже машинный язык – язык компьютера. Это очень необычный язык – в нём все слова состоят из единиц и ноликов. Вот как на этом языке записывается слово «фея»:
11110100 11100101 11111111
Волшебник выучил и людей этому языку. Благодаря этому языку люди стали управлять машинами и роботами. Этого волшебника зовут Вильгельм Лейбниц. Он придумал двоичную систему счисления и правила действия над двоичными числами.
В другой стране жил не менее всемогущий волшебник, который создал особую алгебру – «алгебру логики». Благодаря чему созданы основные устройства компьютера – «Процессор» и « Внутренняя память». Этого волшебника зовут Джордж Буль.
План урока:
I – Тур: Разминка (Вопросы). За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы первой команде:
1.Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? (Нет)
2. Верно ли, что число 34263 может быть записано в шестеричной системе счисления? (Нет)
3. Верно ли, что символы компьютерного алфавита записываются с помощью восьми нолей и единиц.? (Да)
Вопросы второй команде:
1. Верно ли, что арабские цифры придумали арабы? (Нет)
- Верно ли, что число 2322112 может быть записано в пятеричной системе счисления? (Да)
- Верно ли, что мы пользуемся в быту шестидесятеричной системой счисления? (Да)
II – Тур: Что зашифровано за этим сообщением?
Команда 1
11011000 11100000 11110101
Ш а х
Команда 2
11010100 11100101 11111111
Ф е я
III –Тур: Угадай. Сколько лет девочке и в какой класс ходила?
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять тёмно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте наш рассказ.
Ответ: Девочке 12 лет
Она ходила в 5 класс
IV –Тур: Восстановите цифры, вместо которых находятся звёздочки (*).
**0*0*1**1
10111*10**
10001000010
Ответ:
0101011001
1011101001
10001000010
V – Тур: Расставьте знаки арифметических операций.
Команда 1
1100 ? 11 ? 100 = 1000
Ответ: 1100 : 11 + 100 = 1000
12 : 3 + 4 = 8
Команда 2
1100 ? 10 ? 10 = 100
Ответ: 1100 : 10 : 10 = 100
12 : 2 - 1 = 4
VI- Тур: Сколько учеников в классе?
В классе 156 девочек и 238 мальчиков.
Сколько учеников в классе?
Ответ: Число 156 (шестеричная система счисления) в десятичной системе счисления будет равно:
156 =1*61 +5*60 = 6+5 = 1110
Число 238 (восьмеричная система счисления) в десятичной системе счисления будет равно:
238 =2*81 +3*80 =16 + 3 =1910
В классе 11 + 19 = 30 учеников
VII - Тур: Какой из логических элементов лишний?
Ответ: Команда 1: Лишний логический элемент под буквой (в).
Команда 2: Лишний логический элемент под буквой (d).
X – Тур: Блиц опрос (Ответы на вопросы).
За каждый правильно данный ответ – 1 балл.
Команда 1
1. Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов.? (нет)
2. Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»? (Да)
3Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте? (Нет)
- Верно ли, что Римская система счисления была непозиционной? ( Да)
- Что больше 510 в десятичной системе счисления или 58 в восьмеричной системе счисления? ( 5 в десятичной с/с).
- В какой системе счисления вес каждой цифры зависит от места её расположения? ( в позиционной).
- Как обозначается логический элемент «Инвертор»? ( нет обозначения)
- Правда ли, что логическая операция «Коньюнкция» соответствует арифметической операции сложения? (Нет).
- Логическая переменная - это…? ( простое высказывание)
- Где используется сумматор? ( в процессоре).
Команда 2
- Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»? (Да)
- Верно ли, что Лейбниц высказал мысль о применении двоичной системы счисления в математике? (ДА)
- Когда 2 * 2 = 100? (в двоичной системе счисления).
- Что больше 1102 или 1012 ? (110).
- Сколько логических элементов используется в логических схемах? (3)
- Как обозначается логический элемент «Коньюнктор»? (знаком коммерческого И (&))
- Правда ли, что инвертор имеет один вход и один выход? (Да).
- Правда ли, что логическая операция «Коньюнкция» соответствует логической операции умножения? (Да).
- Логическая функция – это… (сложное высказывание).
- Какое устройство компьютера состоит из триггеров? (внутренняя память).
|